Десятки работающих на Rolex прототипистов обладают многосторонними талантами. Это моделисты, плановики, инженеры и часовщики в одном лице. Они первыми придают вновь разработанным деталям и часам форму и функции. Эти люди тайно оживляют часы за годы до их официального выпуска.

В углу конструкторского отдела приютилась освещенная ярким солнцем мастерская, которая своей спартанской обстановкой резко отличается от других, богато отделанных деревом и кожей, помещений этой современной студии, где фантазии дизайнеров переносятся на бумагу или на экран больших планшетных компьютеров. В этой скромной мастерской впервые обретает свою физическую форму корпус новых часов. Его причудливые изгибы тщательно обтачиваются напильником точно по чертежу. Из латунного бруска образуется полноразмерная модель, обработанная опытным и внимательным моделистом с точностью до одной сотой миллиметра. Интуиция и твердая рука решают все. Моделист даже прислушивается к своему напильнику, чтобы понять, сколько металла тот стачивает. Способность к ваянию сочетается у прототиписта с таким чувством точности, которое могло бы сделать честь часовому мастеру, работающему над сложным часовым механизмом.

Физическая реальность

Это первая стадия создания прототипа, хорошо слаженная фаза творческого процесса исследований и проектирования. Обычно таких эстетичных прототипов делается два или три. Они нужны для отделки внешнего дизайна и для обоснования правильности концепции. Ведь ничто не помогает так точно почувствовать игру света на поверхности и эмоциональную привлекательность новой формы, как реальная вещь, а яркие на бумаге или экране идеи часто в реальности выглядят гораздо скучнее, чем рисовалось в воображении. Кроме того, общее впечатление от целой вещи может вызвать желание изменить внешний вид ее отдельных частей.

В любом случае, прототип имеет исключительно рациональное предназначение. Он превращает задумку в физическую реальность, формируя шаблон для сканирующей машины, которая воспроизведет точные размеры корпуса в трех координатах, чтобы можно было перейти к следующему этапу процесса создания новых часов – к изготовлению функциональных прототипов.

Физическая реальность

Автономные команды

Прототиписты преобразуют подробные чертежи дизайнеров и инженеров в полнофункциональные часы или часовые детали с предельной точностью и именно с той отделкой, которая в итоге предполагается у будущих моделей Oyster и Cellini. Их способности и предъявляемые к ним требования таковы, что команда прототипистов из нескольких десятков человек охватывает собой почти весь комплекс профессий и все возможности часового производства.  Одна такая команда может, например, изготовить для конкретного проекта 20 браслетов-прототипов. Иногда за год ими делается более 500 корпусов и 300 браслетов, необходимых для того, чтобы дать материал для дальнейшего процесса разработки и тестирования. Почти 900 прототипов понадобилось, например, для того, чтобы запустить в серию более 50 циферблатов, появившихся в 2015 году.

Часовое мастерство, автономные команды

Задолго до того, как новая модель часов или часового механизма будет выпущена на рынок, на свет появляется неотличимый от нее прототип, изготовленный слаженными усилиями команды, представляющей собой на Rolex «мануфактуру в мануфактуре», то есть еще одно совершенно автономное производство. Более того, отдел прототипирования на Rolex может конкурировать по оснащенности кадрами и техникой с целым заводом какой-нибудь известной часовой марки.

Задача прототипистов имеет сходство с работой часовщиков, которые изготавливают уникальные шедевры высокого часового искусства, существующие в единичных экземплярах. Ведь прототиписты с нуля создают – в единственном числе или небольшой партией из дюжины экземпляров – полностью работоспособные часы с полной чистовой отделкой, в том числе драгоценными камнями.

Часовое мастерство, анализ

Мастера на все руки

Большинство прототипистов работает по специальности не менее десяти лет. Многие из этих людей успели приобрести навыки в самых разных профессиях, связанных с дизайном, изготовлением корпусов и браслетов, керамикой или часовыми механизмами. А некоторые, став прототипистами, продолжают приобщаться к новым профессиям.

Такая профессиональная гибкость позволяет прототипистам работать с широким спектром компонентов и методов, используя для изготовления функциональных прототипов те же металлы и материалы, из которых в итоге будут состоять серийные часы.

Часовое мастерство, мастера на все руки

Тут уже ремесло прототиписта сравнимо с профессией инженера и механика. Вытачивание на автоматах с числовым программным управлением (ЧПУ), электроэрозионная обработка, высокоточная лазерная сварка, фрезерование, полировка... Новейшее автоматизированное оборудование используется прототипистами наравне с традиционными токарными станками, на которых работают вручную. Не хватает в мастерских прототипистов только самого тяжелого оборудования, используемого в крупносерийном производстве.

При всей их универсальности прототиписты владеют своими ремеслами как заправские мастера: они стараются работать с такой точностью, чтобы отклонение от допусков практически равнялось нулю. Особенно важно это для тех, кто изготавливает мелкие детали часового механизма, где пределы допуска часто исчисляются микронами. Поэтому каждый прототипист сразу же перепроверяет свою работу, чтобы удостовериться в ее качестве. Сложные зубчатые колеса размером в несколько миллиметров могут быть перепроверены и сопоставлены с чертежом путем наложения снятых под микроскопом изображений на экране. На соответствие чертежу тщательно проверяется под увеличением в 250 раз каждый миллиметр детали.

Полировка корпуса

Бракуются детали исключительно редко, потому что если отклонения и случаются, то там, где это было сделано намеренно с целью компенсировать бесконечно малые различия между штучным изготовлением прототипа и методами серийного производства, а также вероятное влияние на баланс между различными деталями в часах. Этот дар предвидения – еще одно необходимое прототиписту качество.

Работая над часами за годы до их запуска в серийное производство, прототиписты часто первыми изготавливают запатентованный новый компонент или применяют новую технологию. Поиск успешных способов изготовления – тоже их задача. Если они заметят возможные препятствия серийному производству, то не замедлят об этом сообщить. Хотя строгость, точность и методичность являются важными основами в работе прототиписта, склонность к импровизации тоже ценится.

Тщательный анализ

Прототиписты способны создавать новые инструменты или модифицировать стандартные станки под нужды изготовления или чистовой отделки какой-нибудь новой детали.

Чем выше эстетические запросы, чем сложнее механические часы, чем выше требования к точности и выносливости, тем важнее становится роль протитипистов и поддерживающих их в работе технологий. Хотя внешний вид и технические характеристики разрозненных компонентов и составляемого ими целого, включая часовой механизм, могут быть тщательно исследованы и протестированы с помощью компьютерного моделирования, создание прототипов остается жизненно важным этапом. Сочетание развития технологий и возможностей прототипирования сделало возможным внедрение инноваций, о которых когда-то можно было только мечтать.

Тщательная отделка

На годы впереди своего времени

Первые прототипы нового спуска Chronergy были изготовлены примерно за десятилетие до того, как этот спуск был внедрен в серию в составе механического калибра 3255 для часов Rolex Day-Date 40. А сам калибр 3255 впервые появился на свет в своем нынешнем виде примерно за шесть лет до начала выпуска. Около 10 прототипов были сделаны всего за год после того, как отдельные системы, такие как Chronergy, сами были протестированы в виде прототипов.

Часовое мастерство, на годы впереди своего времени

И как контраст: меньше месяца понадобилось прототипистам на то, чтобы, работая практически круглые сутки, с чистого листа изготовить экспериментальную модель Rolex Deepsea Challenge в 2012 году. Результат этой работы, в которой было много, хоть и тщательно просчитанной, но импровизации, прошел полевые испытания уже через несколько недель после завершения: вместе с аппаратом DEEPSEA CHALLENGER Джеймса Кэмерона изготовленные прототипистами часы успешно погрузились в самую глубокую точку Мирового океана. По общему мнению, это достижение часовщиков было бы невозможным без способности создавать прототипы.

Часовое мастерство, прототипирование

Впрочем публично мастерство прототипистов демонтрируется редко. По своей природе прототипирование – это работа, которая ведется тайно от других. Прототиписты вынуждены скрывать свой триумф. Но они с гордостью могут носить часы Rolex, к созданию которых приложили руку. Как, например, эта модель Yacht-Master II с парой миниатюрных инновационных деталей внутри, которые впервые были воплощены в физической форме ее улыбающимися владельцами.

Часовое мастерство, циферблат, финальная отделка

Поделиться страницей

They are modellers, production planners, engineers or watchmakers: dozens of multi-skilled prototype makers at Rolex give shape and function to newly designed components and watches for the first time. They secretly bring timepieces to life years before launch.

In a corner of the design department, a stark workshop bathed in southern light stands out from the more luxurious wood and leather setting of the modern studio where imagination is put to paper – or drawn up on large tablet computers. A new watch case is taking physical shape for the very first time, its complex curves painstakingly filed by hand on the basis of detailed designs. This is a full-scale model, initially milled from a slab of brass and finished to within one-hundredth of a millimetre thanks to the skill and eye of the experienced modeller or design prototypist. Feel and a steady hand count for everything. The modeller even “listens” to his or her file to sense how much metal is being shaved. Such sculpting craft and finesse are accompanied by rigour and a sense of technical precision that match those of a master watchmaker at work on an intricate mechanical movement.

Physical reality

This is the first stage of prototype making, a highly orchestrated phase of the creative and research and development process. Generally two or three of these aesthetic prototypes will be made to refine styling choices and validate the concept. Nothing matches the real thing in order to sense the play of light on surfaces and the emotional appeal of a new form; bright ideas on paper and screen have been known to look duller in real life, and take another path as a result. Furthermore, the visual impact of the whole can change the outlook on individual parts, and their design may consequently be altered.

Ultimately, the design model also has an eminently rational and technical purpose. It harnesses the creative concept and turns it into physical reality, forming the template for the sensing device that will reproduce the exact, three-dimensional measurements of the case for the functional prototypes – the next step in the process of creating a new watch.

Physical reality

Autonomous Teams

Prototype makers transform detailed design and engineering concepts and specifications into fully functioning timepieces or components, with the exacting precision and finish required of a final Oyster and Cellini model. Their ability, and the demands placed on them, are such that they encompass nearly the whole fabricating skill set and capacity of a watchmaking manufacture in a team of a few dozen people.  A single team, for example, can end up making 20 prototype bracelets for a project. In a year more than 500 cases and 300 bracelets may be made to fuel the development and testing process. Nearly 900 prototype dials were used to ultimately arrive at more than 50 dials launched in 2015.

Watchmaking autonomous teams

This symphonic effort produces prototypes that are indistinguishable from the final product years before a given watch or movement is due to market, made by what is aptly known as “une manufacture dans la manufacture” – an autonomous watchmaking plant within Rolex. The skills and machinery brought together for prototype development and construction at Rolex rival the entire manufacturing capacity of some high-end watchmakers.

Furthermore, the prototype makers’ task is similar to crafting a pièce unique in fine watchmaking and no less demanding. From raw material they create a fully functioning and aesthetically polished one-off watch, or a small series of a dozen watches, even down to any decoration of tiny parts of the movement and gem-set items.

Watchmaking analysis

Masters of all Trades

Most prototype makers have at least a good decade of experience in their trades. Many have acquired an astonishing range of specialist skills in different aspects of craft and manufacturing related to their teams – design, case and bracelet fabrication, ceramics, or the mechanical movement – and many continue to do so during their prototyping career.

Such flexibility allows them to handle a wide range of components and fabrication methods, using the same precious metals and other materials used in the final watch to fabricate functional prototypes.

Watchmaking masters of all trades

This is where the prototype makers’ craft takes on a distinct engineering and mechanical flavour. Computer-controlled (CNC) machining, Electrical Discharge Machining, fine laser welding, milling, polishing… the latest automated machinery rubs shoulders with more traditional, manually controlled lathes. Only the heaviest, large-scale production equipment is lacking in the dedicated prototype workshops.

Despite their immense versatility, prototype makers are masters of all their trades: they set out to achieve zero deviation from the set tolerances. This is all the more critical for those who make tiny parts of the movement, which often command precision measured in microns. Each prototype maker verifies the quality of their own work and is aware of the outcome immediately. Complex gear wheels measuring a few millimetres can be compared with the original industrial design by superimposing images of the two on-screen using a microscope. Every millimetre of the part’s surface, magnified 250 times, is scrutinized to ensure that it is faithful to the computer-aided drawing.

Case polishing

Rejects are extremely rare and where deviation does exist, it was intentional, to compensate for infinitesimal differences between small-scale prototype fabrication and final production methods, and their likely impact on the balance between the different parts in a watch. This gift of foresight is another quality demanded of the prototype maker.

By working on watches years in advance, prototype makers are often the first to make a patented new component or apply new technology. It is their job to find ways of doing so successfully. They have rarely been left wanting, but they are encouraged to flag likely hurdles for full production. Much as rigour, precision and method are essential foundations for their job, so is a capacity for improvisation.

Close analysis

They are capable of creating new tooling or modifying a standard machine in order to be able to make a new component or finish, for example.

With ever greater aesthetic requirements, more complex mechanical watches, more demanding performance and durability criteria, the importance of prototypes and prototype makers has grown continuously over the years. And so has the technology to support this vital activity. Although the appearance and technical performance of independent components as well as the whole, including the movement, can also be scrutinized and tested to an unprecedented degree by computer simulations, prototyping remains crucial. But the combined growth of technology and prototyping capacity has made feasible innovations that were once a figment of the imagination.

Careful finishing

Years ahead of time

First prototypes of the new Chronergy escapement were made about a decade before the new mechanism was launched for the calibre 3255 movement in the Rolex Day-Date 40. Calibre 3255 as a whole took physical shape about six years before its launch. About 10 prototype movements were made in just the space of a year, after individual systems such as Chronergy had themselves been tested as prototypes.

Watchmaking years ahead of time

In contrast, it took less than a month for the prototype workshops to build the experimental Rolex Deepsea Challenge from scratch in 2012, working virtually round the clock at times. Their improvisational, yet calculated, work faced a real-life test like no other within weeks of being finished: the watches they made successfully dived to the deepest point in the oceans with James Cameron’s DEEPSEA CHALLENGER submersible. By all accounts, the watchmaking feat would not have been possible without such prototype-making capacity.

Watchmaking prototyping

Nonetheless, public demonstrations of skill are rare. By its very nature, prototyping is cloaked in secrecy, and that is the way it shall remain. Prototype makers are left to quietly take pride in crafting each singular item asked of them. But a few might be wearing a Rolex watch that they had a hand in developing several years earlier. Like that Yacht-Master II on a wrist, which conceals a couple of innovative, tiny components that were brought to life for the very first time by its smiling wearers.

Watchmaking Yacht-Master II

Share this page